Обучение чтению по кубикам Зайцева

  Автор:
  415

Наверняка Вы уже наслышаны о методике Н.А. Зайцева по обучению чтению. Когда сын ходил еще в садик, мы дополнительно занимались в образовательном центре по раннему развитию и подготовке к школе. Там обучали чтению по этой методике. Но мы походили совсем не долго, где-то от силы 2-3 недели, т.к. после садика бежать еще и туда на занятие, было очень тяжело.

Я решила тогда сама купить эти кубики и заниматься с сыном дома. Промониторила цены в интернет-магазинах и решила купить не собранный набор кубиков там же, в образовательном центре нашего города. С доставкой вышло бы также, если даже не дороже.

Наполнила и приклеила все кубики сама. И начали мы заниматься. Дополнительно заказала через интернет еще пособие Н.В. Пятибратовой «Новый букварь. Развивающий игровой набор». Ее методика по обучению чтению как раз была основана на кубиках Зайцева.

Дамир довольно быстро научился читать. Конечно, мы иногда забывали заниматься, но все же старались выделить время на чтение.

Итак, расскажу более подробно про кубики и пособие.

Согласно методике Зайцева, по кубикам начинать обучать ребенка чтению можно уже с 2-х лет.

В учебнике есть инструкция по по сборке кубиков (наполнители разные: железные крышки и гайки — для звонких звуков, деревянные палочки — для глухих. Размеры: большие кубики — твердые, маленькие — мягкие), как должны быть размещены таблицы, виды работы с кубиками, загадки и многое другое!

Вот, что пишут на официальном сайте этой методики (см. на их сайте по ссылке):

«Кубики Зайцева» — пособие для обучения чтению с двух лет и может использоваться в семье, детском саду и школе. Методика даёт хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими. Пособие может использоваться при обучении детей и взрослых, для которых русский язык не является родным.

Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.

Буквы на кубиках и в таблицах такого размера, что хорошо видны и с десяти метров, — важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения. Таблицы располагаются на стене, нижний их край на высоте 165-170 см от пола, — во избежание нарушений осанки нужно почаще работать стоя, с поднятой головой. Под таблицами полка в три доски, чтобы на ней слова из кубиков составлять.

Кубики различаются по цвету («золотые», «железные», «деревянные», белые с зелёными знаками препинания), объёму (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель — обеспечить непроизвольное, быстрое, надёжное запоминание.

Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает ещё и «память тела»: сверху, снизу, слева, посредине или справа нужные буквы расположены? Разыскивая книги на полках, мы не только их цвет, толщину, высоту припоминаем, но и местоположение: ноги сами куда нужно переступают, рука тянется, голова поворачивается. И только в последнюю секунду фокусируется взгляд.

В аудиозаписи столбики и строчки таблиц, алфавит, под аккомпанемент баяна и балалайки, распеваются на 35 популярных, народных в основном, мелодий. Ритмичное проговаривание, а ещё лучше пропевание с музыкальным сопровождением — мощное средство воздействия на память.

«Побочные» результаты, сопровождающие процесс выхода в чтение:

  • появляются навыки грамотного письма,
  • выправляются логопедические недостатки,
  • речь становится чище и отчётливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов,
  • быстро расширяется словарный запас,
  • формируется логическое мышление,
  • развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания.

Методика является природосообразной и здоровьесберегающей. Ребята не только не теряют в результате обучения здоровья, но и зафиксированы случаи исправления уже имеющихся недостатков (улучшение зрения, выправление начинающегося сколиоза).

Многолетняя практика преподавателей, работающих по методикам Зайцева, позволяет привести статистику по срокам обучения детей разного возраста (при условии проведения занятий по 30-60 минут 2 раза в неделю):

  • двух-трёхлетки начинают читать в течение 6-9 месяцев,
  • четырёхлетки — через 16 занятий,
  • пятилетки — через 5-10 занятий,
  • шестилетки — через 4-6 занятий.

Взрослые иностранцы, не знающие ни одной русской буквы, на первом занятии минут через 30-40 начинают составлять из кубиков слова, произносимые преподавателем, а через некоторое время уже и прочитывать их.

Достигните ли вы таких результатов или даже превзойдёте их, будет зависеть от точности соблюдения методических рекомендаций, изложенных в «Учебнике».

К этой методике в дополнение есть разные пособия, такие как:

  • «Складовые картинки» — «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию», «Кто вокруг меня живет. Что вокруг меня растет»;
  • «Читай и пой»;
  • «Песенки. Потешки»;
  • «Дорожные знаки»;
  • «Скороговорки. Чистоговорки»;
  • Видеокурсы самого Н.А. Зайцева — «Обучение чтению», «Грамматика русского языка».

А также у него есть другие пособия по каллиграфии, общему развитию, грамматике русского языка, математике и английскому языку.

Пособие «Новый букварь» Н.В. Пятибратовой я заказывала через какой-то интернет-магазин, не помню уже точно через какой. Мне оно очень помогло в занятиях с сыном.

Наталия Пятибратова — дошкольный дефектолог, логопед, владелец учебного центра, автор множества пособий. Подробнее о ее деятельности можете почитать на ее сайте.

Пособие состоит из 3 разделов (приведу описания из него самого):

В первом разделе «Учим буквы и читаем склады» 32 занятия, в каждом занятии — по 4-6 заданий. Если у вас есть второй малыш-годовичок, смело приобщайте его к играм с картинками-ассоциациями. Первый раздел — самый веселый, подвижный и «детский». Порядок изучаемых букв не совсем такой, как в обычных букварях. Проще учить букву, звук которой легко произнести. Значит, самые простые для произнесения трехлеткой звуки-буквы изучаются на первых страницах: У, А, О, П, М, Н и т.д. А под конец возьмемся и за труднопроизносимые Ч, Ц, Щ, Л, Р… Даже если ваш малыш еще не очень чисто говорит и многих звуков просто нет в речи — это не повод избегать изучения всех букв. Как раз наоборот — в процессе игр с буквами и картинками-ассоциациями звукопроизношение может улучшиться. Неважно, насколько хорошо ваш малыш произносит звуки в этом возрасте — на качество чтения и понимание прочитанного это не влияет.

Во втором разделе «Читаем склады и первые слова» (15 занятий) у большинства детей закрепляется так называемый механизм чтения — способность самостоятельно озвучить любой склад, а значит, и простейшее слово. Задача третьего раздела «Читаем слова разной сложности» — это совершенствование навыка чтения, разбитое на 15 занятий. Малыш «набивает руку» на чтении знакомых и незнакомых слов всех уровней сложности, длины, звуко-слоговой наполняемости. Задачка не из простых, потому что, каким бы маленьким Ломоносовым не был вам малыш, он неизбежно столкнется с трудностями при чтении, вызванными особенностями фонетики русского языка. Тут и чтение йотированных гласных (юла, вертолёт, мята), чтение слов с мягким и твердым знаком (коньки, кровать, обезьяна, въезд), оглушение звонких согласных на концах слов (хлеб, нож) и многое другое, что затрудняет восприятие читаемого.

Четвертый раздел «Читаем предложения и тексты» открывает массу возможностей для игр и нескучных интерактивных тренингов и состоит из 14 занятий. Малыш познакомится с разными типами предложений, научится читать коротенькие тексты с пониманием прочитанного. Этот раздел хорош для ребят от 4 лет, у которых просыпается интерес к языку, собственной речи и речи окружающих.

Пятый раздел «Читаем тексты повышенной сложности» — для продвинутых в чтении ребят или для детей 6-7 лет, у которых школа — не за горами. Совершенствование техники чтения на основе текстов энциклопедического содержания поможет будущему первокласснику расширить кругозор и одновременно преодолеть ошибки в читаемых словах. Кроме этого, регулярные упражнения с текстами в пятом разделе с использованием приема «чтение с подчеркиванием и наращиванием» помогают ребенку повысить скорость чтения, что важно в начальной школе.

Трафареты помогают научить правильному, а главное — самостоятельному начертанию печатных букв. Просто скажите малышу: «Найди самую длинную стрелочку». Малыш находит и проводит линию по направлению стрелки. Затем: «А теперь найди стрелочку покороче». Провели линию и тут. «А теперь — самую короткую стрелочку». Вот буква и написана! Поняв этот алгоритм действий, малыш будет писать буквы уже без вашего участия.

Игровое поле подобно таблицам Н.А. Зайцева. Вешайте его на стену или на холодильник и играйте так, как предложено в Букваре с помощью маркера и пластилиновых шариков.

«Новый букварь» — это методическое пособие по обучению чтению.
Задачей букваря является не только развитие чтения, но также развитие и коррекция речи. Также «Новый букварь» — это рабочая тетрадь со множеством интересных заданий.

Видео «Занятие по букварю»:

Официальный сайт Наталии Пятибратовой — www.logofive.ru

Официальный сайт Николая Зайцева — www.metodikinz.ru

В комментариях ниже напишите, пожалуйста, знакомы ли Вы с этими пособиями? Помогли ли они Вам? Если не знакомы, то по какой методике учили своего малыша читать или планируете учить?

P.S.: Пожалуйста, поставьте 5 звезд :) Этим действием Вы очень поможете моему сайту. Заранее большущее спасибо!

Обучение чтению по кубикам Зайцева

   4 голоса
Средняя оценка: 5 из 5
Буду благодарна, если Вы поделитесь в соц. сетях:

ПОЛУЧИТЕ КУРС

В ПОДАРОК!

Комментарии на блоге
4 комментария
  1. Инна Матвеева

    Хорошая методика. Моя в 4-хлетнем возрасте начала читать хорошо довольно быстро, не помню точно через сколько занятий. Мы ходили в образовательный центр.

  2. Арина Денисова

    Спасибо! Как раз ищу информацию про эти кубики. Наслышана об этой методике =)

Комментарии в Вконтакте
Комментарии в Фейсбук